Страна Огня:
Шаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддистском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. В настоящее время в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:
* «Стояние столбом» (иначе «Столбовое стояние» - метод, относящийся к цигун)
* Трактаты «Ицзиньцзин« («Канон изменений мышц») и «Сисуйцзин» («Канон об омовении костного мозга» - утрачен, и ныне под маркой «Сисуйцзин» преподают самые разнообразные техники цигун)
* «72 искусства Шаолиня»
* Шаолиньские комплексы без оружия и с оружием
* Шаолиньские парные комплексы
* Шаолиньские приемы циньна
Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие моменты:
* «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места)
* «Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии)
* «При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена»
* «У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов кулак увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть происходящее)
* «Внешне свиреп — внутри спокоен»
* «Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное)
* «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением»
Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
'Наработка' означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать 'один прием на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака.
'Соответствие' — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.
'Храбрость' — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний.
'Быстрота' — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.
'Свирепость' означает, что в движениях должна быть сила.
'Подлинность' — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.